Избавляем от долгов через
банкротство физических лиц
Бесплатная консультация.
Время работы — круглосуточно
8 800 500-62-75
Списать долги
8 800 500-62-75

Как с толком пожаловаться на МФО: образцы жалоб и перечень контролирующих органов

Автор: Анна Калугина
03 июня 2022
2 397

Кто знаком с микрофинансовыми организациями, тот знает, что связываться с ними — себе дороже. И это в прямом смысле: мелкие, еле доступные для невооруженного глаза шрифты в договоре, огромные проценты и выходящие за грани закона методы взыскания.

Если права заемщика очевидно нарушаются — воздействие на МФО оказать можно и нужно. Все это организуется путем подачи соответствующего обращения в контролирующие инстанции. Как и куда подать жалобу на МФО — детально рассказываем в материале этой статьи.

В каких случаях нужно подавать жалобу на МФО

В последнее время граждане стали более настойчивыми в ситуациях, связанных с отстаиванием своих прав и законных интересов, что похвально и оправданно. Сейчас, когда от государственных и иных организаций добиться чего-либо можно только при помощи обращения к вышестоящему лицу (будь это даже просто старший пристав-исполнитель, в случае с жалобой в УФССП) — жаловаться нужно, и важно делать это правильно.

Но начнем сначала. Заключая договор, кредитор обязуется передать заемщику денежные средства в определенном размере, на согласованных условиях и на конкретный срок, а заемщик обязуется погашать долг в соответствии с графиком платежей или разово в срок, а также выплачивать начисляемые проценты.

Истина гласит: взял в долг — будь добр его вернуть. Поэтому действия МФО по возврату долга и применение мер ответственности за неисполнение обязательств по договору (будь то звонки или начисление пеней) правомерны.

Так в какой момент заемщик получает право пожаловаться на МФО?
Ответ до банальности прост: сразу, как только он узнал о нарушении своих прав и законных интересов по вине неправомерных действий кредитора-МФО.

Сюда будут отнесены следующие деяния и проступки:

  1. Процентная ставка микрокредита больше 1% в день.
  2. Изменение согласованных условий микрофинансирования без согласия заемщика.
  3. Отсутствие у МФО лицензии.
  4. Совокупная сумма процентов, пеней и штрафов превышает начальный размер займа более чем в 1,5 раза.
  5. Незаконные методы воздействия со стороны привлеченных коллекторов.
  6. Звонки МФО и коллекторов должнику в запрещенное время.
  7. Препятствие микрофинансовой организацией возврату долга.
  8. Введение МФО граждан в заблуждение.

Куда подавать жалобу

В разных ситуациях жаловаться надо в определенные организации. Круг полномочий у каждого ведомства свой, и следовательно, нарушения, на которые они могут реагировать — также разнятся.

Итак, кто же все-таки принимает жалобы и в каких ситуациях. Рассмотрим все варианты.

Кому и в каких случаях можно пожаловаться на МФО

Кому и в каких случаях можно пожаловаться на МФО

Саморегулируемая организация (СРО)

По закону микрофинансовые организации обязаны состоять в СРО. То есть это своего рода вышестоящая инстанция над МФО. В компетенции СРО входит рассмотрение и реагирование на жалобы заемщиков при нарушении их прав и законных интересов микрофинансовой организацией.

СРО — это конечно не единственная и не самая последняя инстанция для жалоб, но полномочия по воздействию на МФО у них есть. Во многих ситуациях достаточно обратиться в СРО для защиты прав и законных интересов заемщиков.

Определить, к какой СРО относится любая микрокредитная организация, можно на сайте Центробанка.

Узнав конкретную СРО, заявитель может подать жалобу онлайн прямо на самом сайте организации или сделать «по-старинке» — направив заявление почтовым отправлением. А если не лень, можно подать его лично в секретариат или специалисту в руки.

В случае, если заявление направлено, но урегулирование вопроса выходит за рамки компетенции саморегулируемой организации — заявителю помогут определить, куда с этим вопросом он должен обратиться.

Центробанк (ЦБ)

Да, написать жалобу на МФО в Центробанк тоже можно. И данный способ является достаточно эффективным — как раз потому, что одно из полномочий ЦБ — это отзыв лицензии у МФО, если она вообще есть. Кстати, работа МФО без лицензии — это одно из оснований для жалобы, в том числе, и в ЦБ.

Подать жалобу в ЦБ РФ можно прямо на сайте Центробанка, где для этого предусмотрено заполнение специальной формы. Здесь не нужно ничего выдумывать — темы возможных обращений уже предусмотрены и совпадают с нарушениями МФО, право на обжалование которых имеют заявители. Ошибиться или сделать что-то не так практически невозможно.

Помимо этого, подать письменную жалобу посредством почты — тоже можно.

Финансовый уполномоченный (омбудсмен)

Финансовый уполномоченный — это лицо, регулирующее имущественные споры в досудебном порядке. Круг полномочий финансового омбудсмена в отношении МФО более узкий, а следовательно, и жалобы он рассматривает далеко не по всем нарушениям.

Так, пожаловаться уполномоченному можно только на нарушения имущественного характера — например, когда проценты и штрафы превышают максимально допустимые действующим законодательством показатели.

Этот институт достаточно новый и активно развивающийся, так как был введен лишь 1 января 2020 года. Бесспорным плюсом в работе с уполномоченным являются достаточно короткие сроки по рассмотрению споров. Вопрос разрешается и быстро закрывается — в то время, как судебный порядок может быть затянутым. Однако стоит помнить, что максимальный размер требования, в рамках которого заявитель вправе действовать через финансового уполномоченного — 500 000 рублей.

Подать жалобу можно как онлайн — через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного, так и направив все той же почтой.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП)

ФССП и сама взыскивает просуженные долги, и выступает, как контролер — следит за соблюдением законодательства в сфере взыскания просроченных задолженностей. В эту инстанцию заявитель вправе обратиться с жалобой непосредственно на незаконные действия, направленные на взыскание задолженности.

Сюда относятся:

  • угрозы коллекторов;
  • применение ими незаконных способов «выбивания» долгов;
  • продолжение коллекторского «террора» даже после найма адвоката (в данном случае все коммуникации должны происходить непосредственно через представителя);
  • звонки и сообщения родственникам и друзьям;
  • звонки ночью и более одного раза в сутки (двух раз в неделю; восьми раз в месяц), что также является нарушением.

Направить жалобу в федеральную службу судебных приставов можно онлайн: посредством функционала сайта ФССП. Возможность подачи обращения предусмотрена и через личный кабинет на портале Госуслуг, а также в простой письменной форме почтовым отправлением. Бумагу можно передать и лично приставам в отделении.

Роспотребнадзор

В виду того, что заемщик — это все-таки потребитель финансовых услуг, он вправе обратиться и в Роспотребнадзор. Но жаловаться туда можно именно как потребителю услуг — то есть, на нарушения положений ФЗ «О защите прав потребителей». Например, введение клиента в заблуждение, наложение не предусмотренных договором штрафных санкций. Другие заявления в ведомстве не уполномочены рассматривать.

Подать в Роспотребнадзор жалобу на МФО можно через официальный сайт или все также бумажным письмом в конверте.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

ФАС — это еще одна инстанция, в которую можно пожаловаться на микрофинансовую организацию. ФАС принимает жалобы на нарушение законодательства в сфере рекламы: например, если в рекламе микрозаймов указываются условия, которые не соответствуют действительности. Такое введение в заблуждение жестко пресекается.

Подать жалобу в ФАС можно онлайн через форму на официальном сайте службы или по почте.

Прокуратура

Прокуратура — это уже серьезно. По пустякам, за лишний звонок или завышенную на 0,1% переплату, в этот государственный орган не обращаются. Жалобы на МФО в прокуратуру подаются по особым основаниям, включающим преступные действия со стороны сотрудников МФО или коллекторов:

  • жесткие противозаконные методы взыскания долга;
  • постоянные звонки по ночам;
  • угрозы и попытки воплощения их в жизнь;
  • нарушение конфиденциальности.

Подавая жалобу на коллекторов МФО или на сотрудников, перешедших черту при требовании возврата займа, необходимо изложить информацию как можно подробнее: кто, где и когда — вплоть до ФИО сотрудников и их должностей, если это известно заявителю.

Жалобу можно как подать лично по месту жительства, так и почтовым отправлением. Кроме того, предусмотрена и онлайн-форма обращения на сайте Прокуратуры РФ.

Как написать жалобу на МФО

Куда писать жалобу — разобрались. Давайте выясним, что в ней писать и как. Как правило, образцы жалоб можно запросить непосредственно у соответствующих организаций-адресатов. Если такого бланка нет — жалобы граждан подаются в свободной форме.

Примерный бланк жалобы на МФО

Что обязательно нужно учесть и указать:

  • название и адрес организации, на имя которой направляется жалоба;
  • свои ФИО и контактные данные;
  • когда и с какой МФО были заключены договорные отношения;
  • сумму микрокредитования, сроки и проценты;
  • все обстоятельства, уделив внимание описанию нарушений;
  • свои требования: например, провести проверку, привлечь к ответственности и так далее;
  • список прилагаемых документов (подтверждающих сложившиеся обстоятельства);
  • дату и личную подпись.

Как подать жалобу правильно

Как уже писалось выше, жалобы в инстанции можно подать тремя путями:

  • онлайн;
  • почтой;
  • лично.

Однако неважно, каким способом подачи воспользуется заявитель, главное сделать это правильно. А именно — получить подтверждение отправки. Это нужно не только для того, чтобы знать, что жалоба в нужных руках и находится на рассмотрении, но и для возможности дальнейших действий — в виде суда и обжалования.

Если заявитель подает претензию онлайн — как правило, за ним закрепляется номер обращения, который можно отследить в личном кабинете. Он и будет доказательством отправки.

Отправка почтой: здесь важно отправить конверт с описью и, крайне желательно, с уведомлением о вручении (мы настоятельно рекомендуем отправку заказным письмом с уведомлением). Опись отражает содержание отправки, а также ее осуществление. Уведомление возвращается отправителю, как только инстанция получит его письмо. Все доказательства на руках.

Если заявление относится лично, то есть передается в организацию — сделайте изначально два экземпляра жалобы (или отксерьте ее). На втором экземпляре или копии сделается отметка о принятии, что также является подтверждением передачи заявления.

А если оснований для жалобы на МФО нет?

Двух ответов быть не может: платить.

Кредит взят — значит обязательства должны исполняться. Однако, как правило, условия в микрофинансовых организациях очень жесткие и невыгодные для заемщика.

В случаях с кредитом, когда нести это бремя становится не по силам, можно воспользоваться услугами рефинансирования или реструктуризации долгов. Но микрозаймы чаще всего исключают эту возможность.

Банки не рефинансируют кредитные продукты МФО, а само понятие реструктуризации, пролонгирующее договор, идёт вразрез с основным принципом микрозаймов: быстро взял — быстро вернул.

В крайнем случае, если займов много, а вернуть нечем — всегда есть банкротство физлиц. Процедура направлена на решение финансовых проблем, а также на оздоровление ситуации с кредитами. В рамках банкротства можно запросить судебную реструктуризацию — тогда есть возможность погасить долги в разумные сроки, не признавая несостоятельность, как таковую.

Право жаловаться и отстаивать свои интересны предусмотрено законодательством. Главное знать, когда прибегать к этому способу, как и к кому обращаться. В особо сложных ситуациях придется идти до конца, как в случае с подачей на МФО апелляционной жалобы в суд второй инстанции.

Образцы жалоб на МФО

Работу с любыми органами и государственными ведомствами лучше переложить на профессионального юриста. Обратитесь к нам — мы поможем защитить ваши права и предотвратить незаконные действия МФО, коллекторов и других взыскателей.

Поможем законно списать долги

Юрист перезвонит через 1 минуту и проконсультирует. Это бесплатно.

Частые вопросы

Сколько будет рассматриваться моя жалоба?

Общий срок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Он составляет 30 дней и начинает исчисляться с момента, когда жалоба передана конкретному лицу, уполномоченному на рассмотрение поступающих обращений.

Что делать, если жалоба не помогла?
Когда жалобы во внесудебные инстанции не дают никаких результатов, а ваши законные интересы объективно нарушены — необходимо идти дальше, защищать свои права в суде, а при необходимости — подавать апелляцию или даже обращаться с кассационной жалобой.
Законна ли продажа долга МФО коллекторам?

Да, если данное право кредитора прописано в договоре. В таком случае передача долга коллекторам не будет считаться нарушением прав заемщика, а следовательно, не станет основанием для жалобы.

Видео по банкротству физических лиц от Верховного Суда

Автор: Анна Калугина
482 публикации
Специализируется на банкротстве и антикризисном управлении. Также консультирует по вопросам гражданского, корпоративного, семейного права. Имеет опыт работы в госорганах — Росфинмониторинге и ФНС России, а также в крупнейших российских финансовых организациях.
Предыдущая статья
Как снять арест с карты: причины и варианты решения проблемы
Следующая статья
Чем грозит неуплата кредита: возможные последствия и их масштабы

Поможем Вам
избавиться от всех долгов

Наш юрист перезвонит вам в ближайшее время

Олег Калинкин

Cтарший юрист отдела банкротства физических лиц