Могут ли коллекторы звонить в выходные дни?
- Звонки разрешены, но не в любое время
- Что разрешено взыскателю при разговоре?
- Что запрещено?
- Когда звонки прекратятся?
Пытаясь вернуть накопившиеся долги, человек переживает серьезный стресс на работе, и масла в огонь подливает вынужденное общение с банками, МФО и коллекторами. Но если от рабочей рутины можно отдохнуть в субботу и воскресенье, то от взыскателей, которые нудно или грубо напоминают о долге, отвязаться не так-то просто. Могут ли коллекторы звонить в выходные дни и есть ли смысл просто отключить телефон на этот период? Читайте далее.
Звонки разрешены, но не в любое время
Чтобы узнать, в какое время могут звонить коллекторы, нужно открыть Закон № 230-ФЗ, который уже несколько лет регулирует действия кредиторов и их представителей в процессе досудебного взыскания долга.
Ограничение установлено только по часам. Совершенно законно звонить или отправлять сообщения в будни с 8 часов утра до 22 часов. Звонить в воскресенье, субботу и праздничные дни допускается с 9.00 до 20.00. При этом в день может быть осуществлен только один звонок, в неделю — не более двух, а в месяц — не более восьми.
Речь идет именно о состоявшихся диалогах, а не о попытках дозвониться. Поэтому, если вы выключите телефон на выходные, то, конечно, сможете отдохнуть, но «упущенное» коллектор еще «наверстает» в будни.
Более того, взыскатели вправе 1 раз в неделю посещать должника лично — и в выходные тоже. Кстати, в выходные это практикуется чаще, потому что в рабочие дни дома может никого не быть. Поэтому, если вам не хотелось бы лишних хлопот с нежданными визитерами, проще все-таки договориться о порядке погашения долгов по телефону.
Что разрешено взыскателю при разговоре?
В начале разговора представитель банка, МФО или коллекторского агентства должен назвать свое имя и фамилию, наименование компании, которую он представляет, и должность. В ходе общения с вами взыскатели могут:
- сообщать о факте задолженности и о ее актуальном размере,
- спрашивать вас о дате планируемого погашения долга,
- предлагать варианты рассрочки или отсрочки выплат, другие способы погашения долга (например, рефинансирование),
- разъяснять предусмотренные законом последствия неуплаты.
Что запрещено?
Взыскатели, независимо от своей организационно-правовой формы и от суммы вашего долга, не вправе:
- звонить с номеров, которые не принадлежат компании,
- представляться сотрудниками госорганов, в частности, приставами или полицейскими,
- угрожать расправой, причинением вреда здоровью должника или его родственников,
- угрожать последствиями невыплаты задолженности, не предусмотренными законом, в том числе и конфискацией любого вида имущества без участия ФССП (но предупреждать о законных мерах — например, о суде или о подаче заявления на ваше банкротство — они могут),
- оскорблять, оказывать психологический прессинг,
- требовать выплатить долги в большей сумме, чем они составляют на данный момент.
Когда звонки прекратятся?
Самый очевидный ответ — тогда, когда долг будет погашен. Но есть ли шансы избавиться от звонков, если денег нет?
Поможет заявление об отказе от взаимодействия — но оно должно подаваться только через четыре месяца с момента начала просрочки выплат, до этого момента на него никто реагировать не будет.
Если у вас есть представитель, готовый принять «удар» на себя, вы можете передать взыскателям его координаты для постоянной связи с ним. Это допускается на любом этапе просрочки.
Но есть и еще несколько вариантов, предусмотренных все тем же Законом № 230-ФЗ.
Статья 7. Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником
- По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):
1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;
2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:
а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности;
б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;
в) является инвалидом первой группы;
г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»
Из этих вариантов чаще всего используется банкротство: с момента, когда ваше заявление о несостоятельности признают обоснованным и назначат вам финансового управляющего, все общение с банками, микрокредитными конторами и коллекторами будет вести именно этот специалист, а вас они не должны будут тревожить ни в выходные, ни в будни.
С самим финуправляющим и с аппаратом суда, безусловно, пообщаться придется, но они уж точно не будут запугивать вас поджогом дома и писать в вашем подъезде «верни долг, крыса», как это порой делают некоторые недобросовестные взыскатели.
Имеет ли смысл банкротство в вашем случае? Сколько времени оно займет? Все ли виды долгов удастся списать? Разберемся вместе на очной консультации.
Поможем законно списать долги
Юрист перезвонит через 1 минуту и проконсультирует. Это бесплатно.
Поможем Вам
избавиться от всех долгов
Наш юрист перезвонит вам в ближайшее время
Олег Калинкин
Cтарший юрист отдела банкротства физических лиц
Читайте также