Избавляем от долгов через
банкротство физических лиц
Бесплатная консультация.
Время работы — круглосуточно
8 800 500-62-75
Списать долги
8 800 500-62-75

Возврат переплат МФО

Автор: Анна Калугина
18 июля 2023
416

Если человек, взявший заем впервые в жизни, столкнулся с лишними навязанными услугами и лишними расходами, то во второй раз он будет внимательнее и не попадется на уловки сотрудников банка или МФО. Но и первую оплошность можно исправить. По многочисленным просьбам заемщиков два года назад был принят закон от 02.07.2021 года № 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Теперь в течение 14 дней после оформления займа можно заявить об отказе от любой услуги, которая «шла в комплекте» с основным договором. Этот срок называется «периодом охлаждения». Такое правило ранее уже применялось в отношении добровольного страхования и помогало гражданам сэкономить. Итак, как вернуть переплату по займу?

Как заемщикам навязывают услуги

Что можно получить в комплекте с займом (и оплачивать), совершенно в этом не нуждаясь?

  • Выделенную телефонную линию;
  • СМС-уведомления;
  • Анализ кредитной истории;
  • Абонемент на юридические консультации;
  • Помощь в случае ДТП.

Явная и скрытая продажа дополнительных услуг проводится по-разному.

Чаще всего говорят, что отказ от подобных услуг автоматически влечет отказ в выдаче денег или что вместо установленных 0,8% в день он будет вынужден платить 2%.

Менеджеры пользуются незнанием Закона о защите прав потребителей, который прямо говорит о том, что отказ от какой-либо услуги не влияет на возможность получения другой услуги, в том числе и финансовой. Процентная ставка в МФО, в свою очередь, ни при каких обстоятельствах не может превышать 0,8% в день — этого требует закон.

Ряд предложений заемщику просто не нужен, а многие (например, открытие личного кабинета на сайте) вообще входят в стандартный набор услуг при выдаче ссуды. По закону клиент не должен платить за них дополнительно.

Теперь у заемщиков есть 14 дней, чтобы отказаться от этих услуг.

Часто клиенту просто не сообщали о дополнительной услуге, просто проставляли в бумагах «галочки». Однако теперь и это вне закона. И это касается как бумажной, так и электронной формы заявки.

Страхование рисков и возможность отказа от него

Чаще всего банки и МФО предлагают в качестве дополнительной услуги страхование.

В 2018 году заемщики получили возможность подавать в течение 14 дней после оформления договора заявление об отказе от страховок и возврате денег за них.

При этом сумма страховки вычитается из суммы займа и выдается меньше указанной в договоре, либо происходит безакцептное списание на сумму страховки.

Как вернуть деньги?

В организацию, которая указана в договоре как исполнитель ненужных вам услуг, в 14-дневный срок нужно написать заявление об отказе от них. Примерную форму вы можете скачать здесь.

Если компания отказывает в возврате денег или не выходит на связь, то надо подать такое же заявление о возврате в банк или МФО. Следует указать, что вы обращались к компании-партнеру.

Важно: обращаться за возвратом средств можно только по прошествии 30 дней после обращения к поставщику услуги, но не позже 180 дней с этого момента.

У финансовой организации есть семь рабочих дней на возврат.

Куда жаловаться при нарушении ваших прав?

При оформлении заявки на кредит или заём вы увидели, что в бланке уже поставлены «галочки» на получение дополнительных услуг? Сделайте фотографию, а затем приложите ее к жалобе в интернет-приёмной Центрального банка.

То же самое надо сделать, если банк или МФО не хотят возвращать вам деньги за навязанную услугу. К обращению следует приложить договор и переписку с кредитором. В крайнем случае, проблему можно решить через суд.

Практика показывает, что грешат такими «выходками» не только МФО, но и крупные банки, и что суды идут навстречу заемщикам, когда согласия на навязанную им услугу действительно не было.

Так, Набережночелнинский городской суд Татарстана по делу № 2-11026/2019 от 12 ноября 2019 года, рассмотрев иск заемщика к банку ВТБ о признании недействительным кредитного договора в части, взыскании страховых премий и стоимости услуг, компенсации морального вреда, столкнулся с целым пакетом навязанных услуг.

Взяв кредит для покупки машины на 644 тысячи под сравнительно небольшой процент — 6,7% годовых — человек получил «в нагрузку» договор страхования жизни и здоровья по программе «Защита заемщика Автокредит» с ООО СК «ВТБ-Страхование», за который пришлось выплатить премию в 68 147 рублей, договор ДКАСКО со страховой компанией «ВСК» со страховой премией 15 729 рублей, а также услугу «Помощь на дороге» от фирмы «Русский АвтоМотоКлуб» за 18 000 рублей.

Все эти суммы банк перевел на расчетные счета указанных организаций из средств выданного кредита. Приобретение этих услуг в процессе получения кредита носило недобровольный характер - у клиента просто не было возможности отказаться от них. Заемщик просил признать недействительным пункт кредитного соглашения, который обязывал его к этим расходам, и вернуть их.

Банк отказывался возвращать деньги, предложив истцу обратиться во все три компании, которые должны были оказывать эти услуги. Но суд отнес расходы истца к убыткам, причиненным вынужденной покупкой дополнительных услуг и подлежащим компенсации со стороны банка, поскольку к этим убыткам привели именно его действия.

Изучив документы, суд обратил внимание, что отказаться от договор страхования жизни и здоровья с ООО СК «ВТБ-Страхование» истец все-таки мог, но в анкете-заявлении на получение кредита выразил на это согласие, потому что низкая ставка по кредиту была доступна только при этом условии. При это 14-дневный «период охлаждения» уже истек.

В результате решением суда истцу были компенсированы только расходы за договор ДКАСКО и за услугу «Помощь на дороге», а также моральный ущерб и 50-процентный штраф, предусмотренный потребительским законодательством.

Если долги перед МФО начислены правомерно, но достигли таких сумм, что вы не можете их погасить — подумайте о банкротстве. Списание долгов становится «стоп-фактором» для большинства кредитных компаний и не позволит вам брать новые ссуды в течение нескольких лет, но большинство тех, кто прошел банкротство вместе с нами, и не хотят их брать в будущем: обучение на своих ошибках повышает финансовую грамотность!

Поможем законно списать долги

Юрист перезвонит через 1 минуту и проконсультирует. Это бесплатно.

Автор: Анна Калугина
522 публикации
Специализируется на банкротстве и антикризисном управлении. Также консультирует по вопросам гражданского, корпоративного, семейного права. Имеет опыт работы в госорганах — Росфинмониторинге и ФНС России, а также в крупнейших российских финансовых организациях.
Предыдущая статья
Электронный исполнительный лист: кто может его получить?
Следующая статья
Как отказаться от страховки по кредиту

Поможем Вам
избавиться от всех долгов

Наш юрист перезвонит вам в ближайшее время

Олег Калинкин

Cтарший юрист отдела банкротства физических лиц