Возврат переплат МФО
- Как заемщикам навязывают услуги
- Страхование рисков и возможность отказа от него
- Как вернуть деньги?
- Куда жаловаться при нарушении ваших прав?
Если человек, взявший заем впервые в жизни, столкнулся с лишними навязанными услугами и лишними расходами, то во второй раз он будет внимательнее и не попадется на уловки сотрудников банка или МФО. Но и первую оплошность можно исправить. По многочисленным просьбам заемщиков два года назад был принят закон от 02.07.2021 года № 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Теперь в течение 14 дней после оформления займа можно заявить об отказе от любой услуги, которая «шла в комплекте» с основным договором. Этот срок называется «периодом охлаждения». Такое правило ранее уже применялось в отношении добровольного страхования и помогало гражданам сэкономить. Итак, как вернуть переплату по займу?
Как заемщикам навязывают услуги
Что можно получить в комплекте с займом (и оплачивать), совершенно в этом не нуждаясь?
- Выделенную телефонную линию;
- СМС-уведомления;
- Анализ кредитной истории;
- Абонемент на юридические консультации;
- Помощь в случае ДТП.
Явная и скрытая продажа дополнительных услуг проводится по-разному.
Чаще всего говорят, что отказ от подобных услуг автоматически влечет отказ в выдаче денег или что вместо установленных 0,8% в день он будет вынужден платить 2%.
Менеджеры пользуются незнанием Закона о защите прав потребителей, который прямо говорит о том, что отказ от какой-либо услуги не влияет на возможность получения другой услуги, в том числе и финансовой. Процентная ставка в МФО, в свою очередь, ни при каких обстоятельствах не может превышать 0,8% в день — этого требует закон.
Ряд предложений заемщику просто не нужен, а многие (например, открытие личного кабинета на сайте) вообще входят в стандартный набор услуг при выдаче ссуды. По закону клиент не должен платить за них дополнительно.
Теперь у заемщиков есть 14 дней, чтобы отказаться от этих услуг.
Часто клиенту просто не сообщали о дополнительной услуге, просто проставляли в бумагах «галочки». Однако теперь и это вне закона. И это касается как бумажной, так и электронной формы заявки.
Страхование рисков и возможность отказа от него
Чаще всего банки и МФО предлагают в качестве дополнительной услуги страхование.
В 2018 году заемщики получили возможность подавать в течение 14 дней после оформления договора заявление об отказе от страховок и возврате денег за них.
При этом сумма страховки вычитается из суммы займа и выдается меньше указанной в договоре, либо происходит безакцептное списание на сумму страховки.
Как вернуть деньги?
В организацию, которая указана в договоре как исполнитель ненужных вам услуг, в 14-дневный срок нужно написать заявление об отказе от них. Примерную форму вы можете скачать здесь.
Если компания отказывает в возврате денег или не выходит на связь, то надо подать такое же заявление о возврате в банк или МФО. Следует указать, что вы обращались к компании-партнеру.
Важно: обращаться за возвратом средств можно только по прошествии 30 дней после обращения к поставщику услуги, но не позже 180 дней с этого момента.
У финансовой организации есть семь рабочих дней на возврат.
Куда жаловаться при нарушении ваших прав?
При оформлении заявки на кредит или заём вы увидели, что в бланке уже поставлены «галочки» на получение дополнительных услуг? Сделайте фотографию, а затем приложите ее к жалобе в интернет-приёмной Центрального банка.
То же самое надо сделать, если банк или МФО не хотят возвращать вам деньги за навязанную услугу. К обращению следует приложить договор и переписку с кредитором. В крайнем случае, проблему можно решить через суд.
Практика показывает, что грешат такими «выходками» не только МФО, но и крупные банки, и что суды идут навстречу заемщикам, когда согласия на навязанную им услугу действительно не было.
Так, Набережночелнинский городской суд Татарстана по делу № 2-11026/2019 от 12 ноября 2019 года, рассмотрев иск заемщика к банку ВТБ о признании недействительным кредитного договора в части, взыскании страховых премий и стоимости услуг, компенсации морального вреда, столкнулся с целым пакетом навязанных услуг.
Взяв кредит для покупки машины на 644 тысячи под сравнительно небольшой процент — 6,7% годовых — человек получил «в нагрузку» договор страхования жизни и здоровья по программе «Защита заемщика Автокредит» с ООО СК «ВТБ-Страхование», за который пришлось выплатить премию в 68 147 рублей, договор ДКАСКО со страховой компанией «ВСК» со страховой премией 15 729 рублей, а также услугу «Помощь на дороге» от фирмы «Русский АвтоМотоКлуб» за 18 000 рублей.
Все эти суммы банк перевел на расчетные счета указанных организаций из средств выданного кредита. Приобретение этих услуг в процессе получения кредита носило недобровольный характер - у клиента просто не было возможности отказаться от них. Заемщик просил признать недействительным пункт кредитного соглашения, который обязывал его к этим расходам, и вернуть их.
Банк отказывался возвращать деньги, предложив истцу обратиться во все три компании, которые должны были оказывать эти услуги. Но суд отнес расходы истца к убыткам, причиненным вынужденной покупкой дополнительных услуг и подлежащим компенсации со стороны банка, поскольку к этим убыткам привели именно его действия.
Изучив документы, суд обратил внимание, что отказаться от договор страхования жизни и здоровья с ООО СК «ВТБ-Страхование» истец все-таки мог, но в анкете-заявлении на получение кредита выразил на это согласие, потому что низкая ставка по кредиту была доступна только при этом условии. При это 14-дневный «период охлаждения» уже истек.
В результате решением суда истцу были компенсированы только расходы за договор ДКАСКО и за услугу «Помощь на дороге», а также моральный ущерб и 50-процентный штраф, предусмотренный потребительским законодательством.
Если долги перед МФО начислены правомерно, но достигли таких сумм, что вы не можете их погасить — подумайте о банкротстве. Списание долгов становится «стоп-фактором» для большинства кредитных компаний и не позволит вам брать новые ссуды в течение нескольких лет, но большинство тех, кто прошел банкротство вместе с нами, и не хотят их брать в будущем: обучение на своих ошибках повышает финансовую грамотность!
Поможем законно списать долги
Юрист перезвонит через 1 минуту и проконсультирует. Это бесплатно.
Поможем Вам
избавиться от всех долгов
Наш юрист перезвонит вам в ближайшее время
Олег Калинкин
Cтарший юрист отдела банкротства физических лиц
Читайте также